Посадский староста, говядарь (торговец мясом и рыбой), выходец из балахнинских крестьян. Не случайно посадские остановили свой выбор на этом человеке, знали, что он небогат, но честен, разумен. Ходил он добровольцем в рязанское ополчение, видели его в бою смелым и решительным воином. Каждый день теперь Кузьма Минин, закончив свои торговые дела, приходил в земскую избу, стоявшую вблизи Торговой площади, на берегу Волги. Здесь разбирались споры между посадскими, велись всякие разговоры, особенно когда приходили вести из Москвы. “Гибнет Москва,- писали из столицы,- а Москва есть основание России. Пока крепок корень, то и дерево крепко…
Все чаще и чаще посадские люди стали слышать в земской избе речи своего старосты: надо поднимать воинство, снаряжать его, сил не жалеючи, и всем идти на защиту матери Москвы. Многие cоглашались с ним и денег были готовы дать. Но были и другие: они боялись за свои кошельки, уходили поскорее из земской избы, ругали своего старосту. Ночи проводил Кузьма в бессоннице, слушая, как вьюга шуршит за стенами крепкого бревенчатого дома. Все думал: как поднять горожан на дело великое? какие слова им сказать? где силы взять на это?
По его предложению нижегородские воеводы в один из базарных дней созвали народ на общий сход. Многие тысячи людей пришли на Торговую площадь, под стены Ивановской башни кремля. Здесь были жители обоих посадов, крестьяне из близлежащих деревень, ремесленники и торговцы, люди служилые.
И сказал им Кузьма Минин: Граждане нижегородские! Люди посадские и стрелецкие! Крестьяне вольные и кабальные! Настало для нас лихое время. Льется русская кровь. А бояре и всякие знатные люди отступились от нас и впустили чужеземцев в Москву. Если хотим мы помочь Русскому государству, то не пожалеем жизни за это. Дома свои продадим, жен и детей заложим (заложить жен в детей означало отдать их в случае неуплаты долга в работу на определенное время), а соберем казну на жалованье ратным людям. И принес Кузьма на площадь все свое имущество: и деньги, и домашние вещи, и украшения жены.
Великое дело началось: несли нижегородцы кто чем владел. Все принималось. Богатые приносили золото и серебро, жемчуга и оружие, драгоценные ткани я кубки. А от нищего брали и медный крест. И когда денег собрали довольно и на оружие, и на одежду, и на продовольствие воинам, стали думать, кого же позвать в военачальники.